вторник, 5 февраля 2013 г.

шериф психологическая концепция конфликтов

1,97 Mb. страница2/11Дата конвертации29.09.2011Размер1,97 Mb.Тип Смотрите также:   2                   10 рии «фрустрация агрессия», внимание акцентировалось исклю]чительно на ее слабостях и упущениях. В течение долгого времени проблема агрессивности человека, казалось, была полностью выброшена из работ отечественных авторов. Явно или неявно доминировало убеждение, что проблема агрессивности к нашему обществу не имеет никакого отношения. Страх быть обвиненным в биологизаторстве, идеализме, ин-стинктивизме оказывается настолько сильным, что почли за луч]шее вообще отказаться от исследования проблемы агрессивности человека, отрицая саму возможность таковой в бесклассовом об]ществе. Тем самым проблема объявлялась как бы не сущест]вующей вообще. Такая вульгарно социологизаторская позиция нанесла огромный вред: конкретно-научный, эмпирический подход к исследованию этой важной проблемы был полностью вытеснен идеологическими и общефилософскими декларациями. Опасность подобной замены, как, впрочем, и всегда, когда научный анализ подменяется идеологическим шельмованием, очевидна: сколько бы ни отрицалось наличие агрессивных начал и тенденций, как бы ни противопоставлялся человек миру других живых существ, реаль]ная жизнь вновь и вновь опровергает выхолощенность, догматизм, схематизм и идеологическую занормированность этих представле]ний о природе человека и общества. И мне кажется, в этом отношении назрела необходимость ра]дикальных перемен. Разумеется, речь не идет о возврате к ин-стинктивизму К. Лоренца или откровенному биологизаторству того же 3. Фрейда, который, в частности, прямо писал: «Человек отнюдь не мягкое, жаждущее любви создание, способное разве что защищаться разве лишь тогда, когда на него нападут; надо считаться с тем, что среди его инстинктивных предрасположений имеется и огромная доля склонности к агрессии... Как правило, эта жестокая агрессивность только и выжидает, чтобы быть спро]воцированной, или ставит себя на службу другим целям, которые, однако, могли бы быть достигнуты и иными, более мягкими спо]собами. При благоприятных для нее условиях, когда устранены обычно противодействующие ей силы, эта агрессивность прояв]ляется и стихийно, обнажая в человеке дикого зверя, которому чуждо бережное отношение к собственному роду... Наличие этой агрессивной склонности, которую мы можем ощутить в самих себе и с правом предположить у других, есть тот фактор, который на]рушает наши отношения с ближними и принуждает культуру к ее высоким требованиям. В силу этой изначальной враждебности людей друг к другу культурному обществу постоянно грозит раз]вал... Культура должна мобилизовать все свои силы, чтобы пос]тавить предел агрессивным первичным позывам человека и затор]мозить их проявления путем создания нужных психических реак]ции. Отсюда применение всевозможных средств для идентифика]ции и ингибирования любовных отношений, отсюда ограничения сексуальной жизни, а также и то идеальное требование любви к ближнему как к самому себе, которое на самом деле тем и оп- II равдано, что ничто другое в такой степени не противоречит искон]ной природе человека» (Фрейд, 1930. С. 112 113). Необходим взвешенный, деловой подход к проблеме. Понима]ние психологических механизмов агрессивного поведения, его де]терминант, закономерностей канализации агрессии, механизмов подавления и сдерживания в различных социальных условиях и прежде всего именно в условиях межгруппового взаимодействия является чрезвычайно важным. Идеи 3. Фрейда оказали прямое влияние на знаменитое иссле]дование «авторитарной личности» Т. Адорно и сотр. (1950). Адор-но заимствовал у Фрейда представления о том, что характер ранней социализации личности прямо и автоматически опреде]ляет ее отношение к представителям других, главным образом этнических групп в зрелом возрасте. На основании целой серии эмпирических исследований Адорно сформулировал «синдром ав]торитарной, или этноцентрической, личности». Согласно Г. Адорно, типичная «авторитарная личность» ха]рактеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, что является результатом чересчур строгого семейного воспита]ния, в процессе 'которого подавляются все чувства обиды и агрес]сии по отношению к родителям. У «авторитарной личности» суще]ствует тенденция к идеализации своих родителей, хотя одновре]менно с этим у нее сохраняется подавленная и поэтому перешед]шая в сферу бессознательного враждебность по отношению к ним. Та же амбивалентность характерна для поведения «авторитарной личности» в целом. Она нетерпима к любого рода двойственности и противоречиям. «Авторитарная личность» очень чувствительна к внешним атрибутам власти и предпочитает ситуации, в которых предельно четко определены социальные ранги и статусы. Ригид]ность «авторитарной личности» проявляется и в сфере межлично]стных отношений: как правило, авторитарные субъекты расцени]вают личную близость затруднительной и неприемлемой, предпо]читая следовать жестким социальным стереотипам. Отношение «авторитарной личности» к власти в целом параллельно ее отно]шению к родителям. Внешне авторитарные субъекты почтительны к любому представителю власти, хотя внутренне и бессознательно они сохраняют постоянно сдерживаемую враждебность и агрессию, которая по механизму замещения направляется на другие соци]альные группы, главным образом на другие этнические общности и меньшинства. Итак, можно выделить девять операциональных характеристик авторитарной личности, подробно описанных и прокомментирован]ных Т. Адорно: 1) косность, ригидность, стереотипность мышле]ния; 2) приверженность ценностям «среднего класса»; 3) вера в «моральную чистоту» собственной группы и отказ в таковой другим группам; 4) преувеличенный интерес к проблеме власти, силы, насилия; 5) боязнь дурного влияния, опасения попасть под власть «чужих», требования создать барьеры для предохранения от их проникновения в свою среду; 6) цинизм, уверенность в том, 12 что все средства хороши для достижения неизменно «высоких и справедливых» целей собственной группы; 7) преувеличенный конформизм в сфере сексуальных отношений; 8) соблюдение вся]ческих условностей, преследование тех, кто их нарушает; 9) мис]тическая предрасположенность. Если суммировать вышесказанное, то самая к

Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес]кие проблемы

Агеев В. С. А 23 Межгрупповое взаимодействие: социально-психологичес]кие проблемы - страница 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий